Пылинка в солнечном луче
Приветствую друзей и гостей! Эта запись дневника нечастое исключение. Обычно здесь не появляется фото и тексты не моего авторства, но сейчас особый случай. Речь пойдет о редкой фотографии, сделанной космическим аппаратом "Вояджер-1" более тридцати лет назад, а в прошлом году вновь появившейся в научно-популярных изданиях в связи с тридцатилетним юбилеем. Сразу скажу, что в 1990 году я ее точно не видел и связанных с ней текстов не читал, многие помнят это время больших перемен, не до астрономии мне тогда было. Теперь же ее возвращение в СМИ (и даже обновление - к юбилею ее изрядно лакировали в цифре) не прошло не замеченным, уже лет пять я стараюсь следить за астрономическими новостями, удивляясь потрясающим открытиям новейшего времени. Да-да, происходящее прямо сейчас в астрофизике и космологии если не революция, то ее непосредственные предвестники.
Итак фотография, за свою уникальность получившая имя "Бледно-голубая точка" (Pale Blue Dot), а в наших изданиях более поэтическое "Пылинка в солнечном луче". Автор названия, он же автор идеи самого снимка, знаменитый ученый и популяризатор науки Карл Саган. Именно он предложил, чтобы зонд "Вояджер-1", по завершению основной программы исследований, развернулся к Солнцу и сделал своим телескопом снимки планет Солнечной системы, прежде всего - Земли (Марс и Меркурий не получились, были слишком близки к светилу). Немножко цифр: расстояние от Земли во время снимка чуть более 6 миллиардов километров, радиосигнал, содержащий снимок, добирался до Земли пять с половиной часов, сама же Земля с такого огромного расстояния была меньше одного пикселя камеры - всего 12% его площади, в самом деле - точка.
В прошлом году снимок хоть и попался мне в ленте новостей, но на фоне прочих мало заинтересовал, во всяком случае за подробностями я никуда не ходил. И только месяц назад, вновь попав в поле зрения, заставил по-настоящему присмотреться. Мне подумалось, насколько мала наша планета при взгляде даже не с других звезд, а всего лишь с окраин Солнечной системы. Хотя аппарат и пересек орбиту самой дальней планеты - Нептуна, он все еще находился в так называемом "Поясе Койпера", скопления малых планет и других небесных объектов, откуда, к примеру, к нам периодически прилетают кометы. Так же и земные астрономы сталкиваются с большими трудностями, пытаясь определить наличие хоть какой-то планеты у ближайшей к нам звезды Альфы Центавра, свет от которой идет до Земли немногим меньше четырех с половиной лет. Почувствуйте разницу с пятью с половиной часами.
Настроенный на эпистолярный жанр предыдущими публикациями, мне захотелось рассказать о снимке и вызванными им мыслями. В промежутках садово-огородных работ, да и во время оных, обкатывал в голове проникновенные фразы о малости нашего обитаемого пространства по сравнению не то, что с межзвездными далями, а даже с размерами Солнечной системы. Рассказал и Светланке, нагрузил, так сказать, своими графоманскими потугами. По случаю вспомнил и парадокс Ферми, и программу SETI и прочая. Когда же контуры будущего текста примерно оформились и пришла пора сесть за клавиатуру, первым делом отправился к первоисточникам за снимком в приличном размере, да и вообще за некоторыми техническими подробностями. Тут-то и оказалось, что именно с этого надо было начинать месяц назад. Удивительно, но факт, все что я вдохновенно сочинял оказалось сказанным четверть века назад тем же Карлом Саганом. Причем не только по духу, некоторые мои фразы повторяли сагановские едва ли не дословно. Что это было? Магия самого снимка или я все-таки читал его текст в те далекие времена, но забыл, а сейчас эти мысли всплыли в памяти, как мои собственные?
Рассказал Светланке о таком удивительном случае, и она предложила все-таки рассказать о снимке, но уже с новыми обстоятельствами, а замечательного ученого просто процитировать. Рассказ же о парадоксе Ферми и программе SETI отложить на другой раз. Что я и сделал. Мысли Карла Сагана предлагаю прочитать ниже.
Взгляните ещё раз на эту точку. Это здесь. Это наш дом. Это мы. Все, кого вы любите, все, кого вы знаете, все, о ком вы когда-либо слышали, все когда-либо существовавшие люди прожили свои жизни на ней. Множество наших наслаждений и страданий, тысячи самоуверенных религий, идеологий и экономических доктрин, каждый охотник и собиратель, каждый герой и трус, каждый созидатель и разрушитель цивилизаций, каждый король и крестьянин, каждая влюблённая пара, каждая мать и каждый отец, каждый способный ребёнок, изобретатель и путешественник, каждый преподаватель этики, каждый лживый политик, каждая «суперзвезда», каждый «величайший лидер», каждый святой и грешник в истории нашего вида жили здесь — на соринке, подвешенной в солнечном луче.
Земля — очень маленькая сцена на безбрежной космической арене. Подумайте о реках крови, пролитых всеми этими генералами и императорами, чтобы, в лучах славы и триумфа, они могли стать кратковременными хозяевами части песчинки. Подумайте о бесконечных жестокостях, совершаемых обитателями одного уголка этой точки над едва отличимыми обитателями другого уголка. О том, как часты меж ними разногласия, о том, как жаждут они убивать друг друга, о том, как горяча их ненависть.
Наше позёрство, наша воображаемая значимость, иллюзия о нашем привилегированном статусе во вселенной — все они пасуют перед этой точкой бледного света. Наша планета — лишь одинокая пылинка в окружающей космической тьме. В этой грандиозной пустоте нет ни намёка на то, что кто-то придёт нам на помощь, дабы спасти нас от нас же самих.
Земля — пока единственный известный мир, способный поддерживать жизнь. Нам больше некуда уйти — по крайней мере, в ближайшем будущем. Побывать — да. Поселиться — ещё нет. Нравится вам это или нет — Земля сейчас наш дом.
Говорят, астрономия прививает скромность и укрепляет характер. Наверное, нет лучшей демонстрации глупого человеческого зазнайства, чем эта отстранённая картина нашего крошечного мира. Мне кажется, она подчёркивает нашу ответственность, наш долг быть добрее друг к другу, хранить и лелеять бледно-голубую точку — наш единственный дом.